Для чего оно?
Геометрические элементы редко бывают хороши в качестве объектов съёмки, главных или второстепенных. Вместо этого они играют вспомогательную роль, помогая собрать картину вместе. У них есть как минимум три общих и очень важных применения:
1. Направляющая линия
Направляющая линия говорит сама за себя — она направляет глаз от одной части картины к другой: от переднего плана к фону, от второстепенного объекта к главному (но очень редко наоборот). Направляющая линия добавляет движение в статичную картину и связывает вместе различные элементы в ней. Диагонали или арки или другие незамкнутые кривые создают хорошие направляющие линии.
2. Разделитель пространства
Разделитель пространства делит пространство на дискретные области, которые работают вместе для создание композиции. Не все картины базируются на областях, но иногда области могут создать сильную композицию, даже если отсутствуют явные точки интереса. Треугольники особенно полезны как разделители пространства, но другие элементы (диагонали, незамкнутые кривые) также могут выполнять эту роль.
3. Обрамляющий элемент
Обрамляющий элемент служит для того, чтобы сфокусировать внимание на главном объекте. Обычно он покрывает как минимум два края картины и может вдаваться в глубь её достаточно далеко, иногда занимая большую часть пространства. Чтобы это работало, обрамляющий элемент обязан иметь какие-то интересные характеристики: цвет, текстуру, или форму. Сильные, геометрические формы могут быть хорошими обрамляющими элементами: треугольники или арки работают особенно хорошо. Обычно обрамляющие элементы должны быть в более низком ключе и более приглушёнными, чем главный объект: они должны не отвлекать, а направлять, даже если настоящий объект картины и есть обрамляющий элемент.
Что это значит?
Это не математика, так что будем рассуждать просто. Геометрические элементы — это простые, узнаваемые формы, такие как квадраты, треугольники, прямые и кривые. Композиционно некоторые геометрические формы имеют больше возможностей, чем другие: квадраты и круги, например, более статичны и таким образом менее интересны, чем треугольники и незамкнутые кривые. Некоторые геометрические фигуры имеют особенно сильный композиционный потенциал:
• Диагонали
• Треугольники
• Арки
• S-кривые
Диагональ
Картина с диагональным элементом почти всегда более динамична и сильна, чем такая же картина без него. Если вертикали и горизонтали обычно делят пространство на области, то диагонали его соединяют. В самом деле, одно из самых распространённых и эффективных применений диагоналей — это направляющая линия — то, что соединяет главный объект со второстепенным, заставляя глаз двигаться внутрь кадра. В этой роли диагонали могут быть весомым компонентом перспективы и глубины, придавая картине трёхмерность.
Вот картина, скомпонованная вокруг диагоналей, использованных как направляющие линии и для трёхмерного эффекта:
Линии железной ограды, трамвайного пути и кабелей ведут глаз от статуи к приближающемуся трамваю. Ощущение глубины подчеркивается малой глубиной резкости.
Простая диагональ — одна из самых универсальных и полезных геометрических сущностей в композиции. Ищите их, и используйте наилучшим образом. Однако, так как диагональ это линия и часто и входит, и выходит из картины, важно поместить что-нибудь на неё, чтобы не дать глазу покинуть кадр. Хороший способ это устроить — использовать её как направляющую линию, например, от главного объекта к второстепенному или от переднего плана к фону.
Треугольник
Треугольник — замкнутая кривая, которая включает хотя бы одну диагональ. Будучи закрытой, она не выведет глаз из кадра. Однако треугольник, в особенности равнобедренный, гораздо более статичен, чем диагональ. Сам по себе, особенно в центре кадра, он может привести к статичной и скучной композиции.
Иногда треугольные области могут сложиться в необычные картины, например, как эта:
Однако, треугольники редко встречаются сами по себе. Вместо того, чтобы искать их, можно использовать треугольники более абстрактно: расположить в виде треугольника главный и второстепенный объекты в кадре, или использовать три вспомогательне точки, чтобы заключить главный объект в "рамку".
Дуга
Дуга может быть чудесным композиционным элементом. Незамкнутая, она может служить как направляющая линия, увлекая глаз к главному объекту (фото Shosta Sulonen)...
...разделитель пространства...
Дуга, в особенности несимметричная, может создать динамику и интересную композицию.
Если вы видите дугу, внимательно изучите сцену и найдите элементы, уравновешивающие обычно несимметричную композицию, создаваемую дугой, и попытайтесь найти способ наилучшего использования дуги — не просто включайте её, но сконцентрируйтесь на ней и её назначении в композиции — это направляющая линия, соединяющая линия, разделитель пространства, или обрамляющий элемент?
S-кривая
S-кривая это, ну, кривая в виде буквы S. Это золото композиции. Если заметите такую, знайте — там где-то обязательно прячется хорошая картина. S-кривая, пожалуй, единственная геометрическая форма, которая может самостоятельно выступать как главный объект, но её также можно использовать как направляющую линию, обрамляющий элемент, или как что угодно ещё.
Вот некоторые прекрасные снимки с S-кривой, сделанные Melanie (посетите её сайт www.caughtintimephotography.com найдете там очень интересные композиции). Первый — действительно редкая находка: двойная S-кривая, с кривыми слегка не в фазе: в смысле композиционного потенциала это сцена — 24-каратное золото, и Melanie обработала каждый её кусочек:
Источник: http://art.photo-element.ru
2 комментария:
Интересные статьи , у Вас однако, Леонид!
Дело в том, что я фотографирую много(любительски), но такая теория в Вашем блоге, позволит отсеить большое количество неинтересных кадров.
Как нибудь наберусь смелости показать что у меня получилось.
С интересом жду новых статей ,Алексей Г. Волгоград.
Спасибо Алексей)
Есть мечта написать программу которая хотябы в первом приближении сортировала бы фотографии, а человек потом бы уже так сказать наводил лоск. Потому что даже у новичка со временем фоток набирается тысячи и в какой-то момент это может перерасти в реальную проблему.
Отправить комментарий